• Главная
  • Статьи
  • 5 способов развития фонематического слуха у детей 4-5 лет

5 способов развития фонематического слуха у детей 4-5 лет

03.10.2017

Фонематический слух – это способность различать, дифференцировать и анализировать звуки речи на слух. Без фонематического слуха невозможно правильное развитие устной и письменной речи, становление звукопроизношение. Фонематический слух не развивается сам по себе, малыш не может сам им управлять. Более того, если ребенок не понимает верно характер того или иного звука, то он никогда не сможет правильно воспроизвести их ни письменно, ни устно.

Развитие фонематического слуха следует начинать не позднее 4 лет, к этому возрасту ребенок обычно осваивает все звуки речи, отличает их от неречевых. В 5 лет он может узнать заданный звук в речевом потоке и верно подобрать несколько слов, где тот стоит в начале. В 6 лет ребенок должен уметь правильно произносить все звуки и слова, вне зависимости от их слоговой структуры, определить расположение звуков, их высоту, тембр, различить сходные звуки. Обязательно покажите ребенка логопеду, даже если у него нет видимых проблем, чтобы специалист мог точно определить соответствие развитие фонематического слуха возрастной норме.

Зачем нужно развивать фонематический слух?

Плохой фонематический слух приводит к ряду серьезных последствий:

  1. Малыш постоянно путает звуки, неправильно их слышит и произносит, поэтому в большинстве случаев его высказывания непонятны окружающим.
  2. Такие дети с трудом читают – по слогам и даже по буквам, слоги и слова сливаются в единую кашу. Прочитанное плохо усваивается.
  3. В школе, когда начинается много письменных работ, малыш делает много ошибок из-за того, что он не может правильно соотнести звук и букву, проявляется дисграфия.

В начальных классах дети очень чувствительны к оценкам, боятся закрепления за ними статуса «неудачника», «двоечника», «тупого», который будет с ними практически до окончания школы. Это серьезное испытание для детской психики. Поэтому к развитию фонематического слуха следует подходить ответственно. Многое можно сделать дома, во время повседневных занятий с ребенком.

Учимся различать неречевые звуки

Для упражнений вам потребуются детские музыкальные инструменты – например, дудочка, ксилофон, барабан, а также несколько пустых коробочек. Скорее всего, они уже есть в вашем ящике с игрушками и кухонном шкафу.

  • Дайте послушать малышу, как звучат различные инструменты – подуйте вместе в дудочку, постучите в колокольчик, по барабану или по ксилофону. Убедитесь, что он запомнил. А теперь сыграйте в угадайку: завяжите малышу глазки и попросите угадать, на каком инструменте вы только что сыграли, с какой стороны вы стоите.
  • Можно усложнить задачу: при звучании определенного инструмента малыш должен выполнить то или иное действие. Естественно, инструмент он видеть не должен.
  • Насыпьте в отдельные коробочки фасоль, крупу, камушки, пуговицы и т. п. Нужно дать ребенку с завязанными глазами послушать, как гремит одна из них, а затем попросить его найти ее среди других.
  • Послушайте вместе, что происходит вокруг: пылесосит бабушка, поют птицы, жарится котлетка на сковородке, моют посуду… Пусть малыш попробует определить по звуку, что делают в квартире.

Учимся различать высоту и силу звука

Здесь на помощь приходят игры, которые хорошо знакомы малышу и вам.

  • Жмурки – ребенок с завязанными глазами должен найти вас, ориентируясь на хлопки или звон колокольчика.
  • Танцы – под тихую музыку танцуем медленно, плавно, а под громкую – быстро.
  • Предложите нарисовать звук: например, при долгом звуке он должен изобразить длинную палочку, если звук короткий – короткую, и т. д. Здесь удобнее всего взять дудочку.

Учимся различать звуки и слова, близкие по звучанию

Для игры вам понадобятся разные картинки – можно купить специальный набор или взять их из детского лото, вырезать из журнала.

  • Разложите несколько картинок. Попросите ребенка громко похлопать вам, когда вы назовете изображение правильно, например, коска – кожка – кошка. Поменяйтесь ролями.
  • Карточкам можно найти и другое применение: произносите похожие слова типа рак - мак, коза – коса, мышка – мишка и т.д. Ребенок должен найти и показать вам нужные рисунки.
  • Наверняка, ваш ребенок знает немало стихов. Читайте их вслух и намеренно сделайте в конце паузу или ошибку, заменив слово на похожее. Ребенок обязательно вас исправит.

Учимся различать слоги и определять длину слов

  • Пропойте несколько одинаковых слогов и добавьте в конце слог с другим звуком, лучше всего, парным, например: га-га-га-ка, па-па-па-ба и т. д. Пусть малыш скажет, какой слог здесь лишний.
  • Объясните, как образуются слоги. Вместе посчитайте, сколько слогов в медленно проговариваемом слове, отмечая каждый слог условным знаком: звоном колокольчика, хлопком, стуком и т. д.
  • Попросите малыша повторять за вами слоги с похожими звуками: ши-жи-щи, си-зи-си, во-фо-во и т. д., при этом он не должен видеть, как вы произносите звуки. Стройте цепочку дальше, пока ребенок не собьется.

Учимся различать фонемы и развиваем способности к анализу и синтезу

  1. Хорошая игра – подобрать слова на определенную букву. Задайте вопрос: «Сколько цветов ты знаешь на букву Р?», «Какие у тебя есть игрушки на букву Н?», «Сколько есть животных в зоопарке на букву С?» и т. д.
  2. Игра в города. Вряд ли, малыш 4-5 лет знает достаточное количество городов, а вот словарный запас у него уже приличный. Принцип тот же: слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего.
  3. Назовите несколько слов, где есть один и тот же звук, например, Чашка – тоЧка – мяЧ. Ребенок должен назвать этот звук. Игру можно усложнить: задайте вопрос, где этот звук в начале, а где середине? в конце?
  4. Разложите карточки, ребенок должен выбрать из них те рисунки, в названиях которых звуки стоят либо в начале слова, либо в конце, либо в середине: Ракета, гРиб, тигР и т. д.
  5. Расскажите сказку, в которой все слова спрятала в замке колдунья, и слова теперь не знают, из каких звуков они состоят. Малыш должен их расколдовать. Называйте отдельные звуки, например, Р – О – 3- А, освобожденное слово: роза.

Немного о кубиках Зайцева

Среди родителей очень популярны кубики Зайцева, занятия по ним предлагают многие центры раннего развития. Кубики различаются по цвету и звучанию, на их грани нанесены готовые склады (а не слоги, не звуки и фонемы!). Принято считать, что это наиболее простой и эффективный способ для ребенка научиться читать и освоить звуки родного языка, так как абстрактные понятия обретают ясную для восприятия материальную форму. Читать ребенок научится действительно быстро. Но, по мнению специалистов, кубики Зайцева никак не развивают фонематический слух, наоборот, значительно его ухудшают.

В школе у ребенка начинаются серьезные проблемы с русским языком, он с огромным трудом осваивает орфографические правила, морфемный, слоговый состав слова, плохо запоминает слова-исключения, так как не может правильно соотнести букву и фонему, он изначально привык читать «по кубикам». Поэтому выбирайте развивающие занятия с осторожностью и не поддавайтесь рекламе.

Как видите, игры для развития фонематического слуха простые и веселые, и дети занимаются с большим удовольствием. Упражнения не требуют много времени и дорогостоящего оборудования, их можно выполнять дома, на улице, в дороге, в очереди, а результаты дают отличные. Хороший фонематический слух – залог успешного обучения в школе!

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки