• Главная
  • Статьи
  • Дисграфия у младших школьников: что это, причины, виды, упражнения для исправления

Дисграфия у младших школьников: что это, причины, виды, упражнения для исправления

22.05.2017

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором ребенок испытывает серьезные трудности с записью похожих звуков, слогов. Это вызвано не пренебрежением правилами языка, а неразвитой речью и неспособностью некоторых отделов головного мозга обработать зрительную информацию.

Как отличить дисграфию от неграмотности и лени?

Обычно дисграфия выявляется в начальной школе, когда ребенок сталкивается с большим количеством письменных заданий. Многие младшие школьники пишут с ошибками, хрестоматийный пример: «придложение» и «бретлашение». В первом случае достаточно выучить грамматическое правило, а во втором – требуется лечение и занятия с логопедом. Умственное развитие ребенка с дисграфией, как правило, соответствует возрасту, он умеет логически мыслить и неплохо справляется с другими предметами.

Если ваш ребенок плохо успевает по русскому языку, не спешите паниковать: отдельные ошибки часто вызваны невнимательностью и незнанием правила. Это компенсируется дополнительными занятиями и усердием.

Дисграфия проявляется следующими признаками:

  1. Ребенок пишет очень медленно, почерк неразборчивый, грязный.
  2. Он путает парные согласные звуки – д/т, з/ж, г/к, в/ф и т.д.
  3. Плохо знает написание букв, например, путает З и Э, Ш и Щ, Р и Ь, М и Л. Буква пишется в зеркальном отражении, не дописывается до конца или получает лишние элементы.
  4. В словах отсутствуют некоторые буквы и слоги.
  5. Происходит сращивание соседних слов, а иногда и предложений.
  6. Нет грамматического согласования слов, например, «хороший кошка», предложение строится с грубыми ошибками.
  7. Путает большие и маленькие буквы, не ставит знаки препинания.

При дисграфии ребенок не может правильно писать, как бы он ни старался. Письменные работы его сильно пугают, постоянные неудачи и плохие оценки могут привести к депрессии. Лечить дисграфию необходимо начинать, как только она появилась, иначе ребенок не усвоит школьную программу.

Почему у ребенка дисграфия?

Основная причина дисграфии – нарушение функции речевого, зрительного и слухового анализаторов. Воспринимаемая ими информация обрабатывается мозгом неправильно, поэтому и возникают проблемы с ее воспроизведением на письме.

К этому состоянию приводят следующие факторы:

  1. внутриутробная инфекция, гипоксия, трудные роды;
  2. не долеченная черепно-мозговая травма;
  3. тяжелое инфекционное заболевание, перенесенное в раннем детстве;
  4. использование двух языков в семье, ограниченность круга общения, педагогическая запущенность и т. д.

Так как дисграфия тесно связана с развитием речи, то в группе риска находятся дети, которым ранее были поставлены диагнозы ЗПР, ЗРР, ОНР, фонематическое недоразвитие и нарушение звукопроизношения.

Развитая устная речь, хороший фонематический слух – залог правильного письма. Если ребенок умеет грамотно строить фразу, различает все звуки в услышанном или произнесенном слове, то и с выбором нужной буквы, членением предложения, согласованием – серьезных проблем не будет.

Легкие формы дисграфии нередко встречаются у левшей, переученных левшей, у малышей, которых отдали в школу слишком рано, а также у детей, у которых есть близкие родственники, говорящие на диалекте, например, бабушка из Рязанской или Ростовской области.

Виды дисграфии

Принято выделять несколько видов дисграфии, в зависимости от типа ошибок, сделанных ребенком.

  1. Если он путает близкие по звучанию буквы (Б/П, С/Ц и пр.), но при этом все звуки произносит без ошибок, то говорят об акустической форме дисграфии. Проблема в неправильном распознавании фонем.
  2. При артикуляционно-акустической форме ребенок пишет слова так, как он их сам произносит, например, «рот» – «лот». Это прекратится, как только звуки будут «поставлены».
  3. Если школьник пропускает буквы, путает местами слоги, не дописывают слова и предложения до конца, есть проблема «слитно/раздельно» и сращивания слова, то это моторная форма.
  4. Аграмматическая форма дисграфии характеризуется грубыми нарушениями согласования слов в предложении, неправильным выбором окончаний.
  5. Оптическую форму диагностируют, если ребенок пишет буквы неправильно, часто в зеркальном отражении (Я/R, Р/Ь), приписывает лишние элементы или, наоборот, не дописывает.

Как можно помочь ребенку с дисграфией?

Если учитель вашего сына или дочери сообщил вам о дисграфии, важно сразу же приступать к ее коррекции. Это процесс длительный, и времени терять не нельзя. Ее лечением занимаются два специалиста: психоневролог и логопед.

Врач обследует ребенка на предмет других нарушений и развития соответствующих отделов головного мозга и назначает лекарственные препараты для улучшения питания и работы нейронов.

Логопед занимается развитием отделов мозга, отвечающих за письменную и устную речь, логическое мышление, учит ребенка правильно произносить и различать звуки. Помимо этого, программу коррекции дисграфии входит:

  • тренировка фонематического слуха,
  • тренировка письма;
  • анализ звукобуквенного состава;
  • упражнения для развития мелкой моторики, межполушарных связей и т. д.

В идеале процесс коррекции не должен прерываться, поэтому вне занятий с ребенком обязательно должны работать родители.

Что можно сделать дома?

  1. Развивайте мелкую моторику, выполняйте артикуляционную гимнастику, играйте в пальчиковые игры.
  2. Попросите ребенка найти в тексте определенную букву или слоги, вычеркнуть сначала все буквы Р, а потом Н и т. д. Желательно, чтобы текст был скучным, иначе малыш отвлечется на его содержание.
  3. Устраивайте небольшие диктанты и приучайте ребенка проговаривать буквы и окончания слов во время письма.
  4. Работайте над почерком. Используйте для этого тетрадку в клетку. Объясните ребенку, что в одной клеточке помещается только одна буква.
  5. При необходимости помогайте малышу справиться с заданием, но не делайте ничего за него.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за плохие оценки и ошибки, а окажите ему психологическую поддержку, хвалите за каждый позитивный результат. И тогда все обязательно получится!

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки