Дислексия у младших школьников: коррекция и лечение

03.10.2017

Обучение чтению у всех детей проходит по-разному. Кто-то схватывает все на лету и уже читает толстые книжки, кто-то «пока страницу не прочитает, гулять не пойдет», а есть дети, которые с трудом складывают буквы в слова и путают слоги, сколько бы ни старались. Это нарушение называется дислексией.

Дислексия – неспособность воспринимать письменную речь, при этом ребенок имеет хорошее зрение и слух, развитие интеллекта соответствует возрасту, а для хорошего обучения созданы все условия дома и в школе. Ребенок не может складывать слоги в слова, у него не автоматизируется чтение целыми словами, он читает очень-очень медленно, с большим трудом.

Виды и признаки дислексии

Фонематическая дислексия

При этой форме дети не различают фонемы, то есть слоги. При чтении они их путают, переставляют местами, заменяют один звук другим, изменяют порядок букв. Например, слово «роза» превращается в «лозу» и даже в «золу», а «сосна» становится «насосом». В этом случае необходима кропотливая работа над произношением и пониманием звукобуквенного состава слова.

Семантическая дислексия

В этом случае ребенок правильно читает текст и отчетливо выговаривает все звуки, но в буквальном смысле ничего не понимает. Он не может пересказать содержание даже короткого произведения. В контексте предложения слова как будто бы утрачивают для него смысл. Ребенок лучше усваивает информацию на слух. При семантической дислексии особое внимание нужно обращать на обучение грамматическим нормам и отработке слогового синтеза.

Аграмматическая дислексия

Ребенок не может правильно согласовать окончания слов, не видит синтаксических связей в предложении. Например, вместо «красивая девочка» он прочитает «красивый девочка» или «красивая девочки». Такая дислексия нередко сопровождается другими речевыми расстройствами. В этом случае необходимо создавать устойчивые грамматические системы у ребенка.

Оптическая и мнестическая дислексия

Эти виды дислексии схожи по своему проявлению. В первом случае ребенок почти не различает буквы, чья графика похожа, например, Е и Э, О и С, М и Л и т. д. Во втором случае ребенок просто не может запомнить, как пишется та или иная буква. При оптической дислексии необходимо развивать зрительно-пространственное восприятие, а при мнестической – слуховую, речевую и зрительную память.

Дислексию практически невозможно выявить в раннем возрасте. Неспособность к овладению чтением диагностируется в основном в младших классах, когда ребенок вынужден много читать.

Проверьте, может ли развиться у вашего ребенка дислексия?

Узнать, находится ли ваш ребенок в группе риска, поможет простой тест. Прочитайте утверждения и посчитайте, на сколько пунктов вы сможете ответить утвердительно.

  1. Малыш поздно начал говорить, его словарь не такой большой, как у сверстников, он затрудняется с ответом, когда нужно назвать определенный предмет, ему приходится напрягать память.
  2. Время от времени он путает буквы и слоги в словах, например, при пересказе текста или мультика.
  3. Ребенок плохо знает геометрические фигуры, не может правильно их нарисовать и делает ошибки в их названиях.
  4. Нередко он путает право и лево, символы (кружочки, палочки, крючки), определенные трудности вызывают действия, связанные с мелкой моторикой, например, ему сложно застегнуть пуговицы или резать ножницами.
  5. Ему неудобно держать авторучку или карандаш, поэтому он не любит рисовать, раскрашивать, писать в прописях.

Если верны хотя бы 2 утверждения, то мы рекомендуем обратиться к логопеду-дефектологу.

Домашнее задание для детей с дислексией

Лечение дислексии должно проходить под руководством логопеда-дефектолога. На занятиях он ставит малышу произношение проблемных звуком, развивает фонематический слух, память, помогает освоить грамматический строй родного языка. Однако некоторые упражнения можно сделать и дома. Выполнять их ежедневно в течение 2 месяцев, и вы обязательно увидите прогресс.

Найди букву

Возьмите любой текст объемом примерно 200 слов, лучше сделайте 2 копии – для себя и ребенка. Попросите ребенка вычеркивать в словах только те буквы, которые вы скажете, например, сначала только все гласные, потом только букву Н, далее только букву К и т. д. Как только ребенок освоил это задание, нужно его усложнить: теперь гласные нужно обвести в кружок зеленым карандашом, а согласные подчеркнуть красным. Внимание уделяйте тем буквам, с которыми возникает больше всего трудностей.

Зеркальное рисование

Это упражнение интересное, но довольно сложное, поэтому сначала покажите ребенку, как его выполнять. Возьмите в обе руки по фломастеру и на листе бумаги одновременно нарисуйте одинаковые буквы или фигуры в зеркальном отражении.

Колечко

Эта игра развивает мелкую моторику и стимулирует речевые центры. Попросите ребенка поочередно соединить каждый пальчик – от указательного до мизинца – с большим пальцем. Получится колечко. Сначала упражнение делают в одну сторону, а потом в обратную. Затем все то же самое проделайте на другой руке. Позже упражнение можно усложнить, например, складывать пальцы в колечко на обеих руках одновременно. Такую зарядку нужно делать не менее 10 минут.

Пишем диктант

Попросите ребенка написать под диктовку 10-15 слов, то есть примерно 200 знаков, потом проверьте. Не исправляйте ошибки, просто поставьте напротив них на полях галочку цветной ручкой (красную пасту использовать крайне нежелательно). Затем отдайте листок автору: пусть он сам попытается найти свои ошибки.

Следите за произношением

Каждый день читайте вместе по небольшому отрывку. Следите за тем, чтобы ребенок не торопился, пусть он будет читать очень медленно, пусть короткий текст, но ПРАВИЛЬНО. То же самое при переписывании – просите проговаривать каждое слово во время его написания. Главное, не торопите и не ругайте ребенка, процесс чтения итак вызывает у него не самые приятные чувства. Результат обязательно будет, нужно только запастись терпением.

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки