Когда ребенку нужны занятия с логопедом-дефектологом?

03.10.2017

Некоторые родители считают, что к логопеду-дефектологу нужно обращаться только перед школой при оформлении необходимых документов. Кто-то приводит молчащего ребенка только в пять-шесть лет, аргументируя тем, что соседка сказала: до 6 лет у логопеда делать нечего. К сожалению, подобных примеров можно привести много. Мы расскажем, когда ребенку действительно нужны занятия со специалистом.

Кто это такой?

Логопед-дефектолог – это специалист, который занимается диагностикой и коррекцией нарушений речевого, психического, психоречевого развития. Желательно приходить на консультацию к логопеду-дефектологу каждый год, начиная с возраста 12 месяцев.

Особенно это важно сделать в период активного формирования речи – в 2-3 года и перед школой – в 6 лет. Обязательно нужно прийти к логопеду, если в начальной школе возникли проблемы с чтением и письмом.

15 ситуаций, когда нужна помощь логопеда-дефектолога

  1. До своего первого дня рождения малыш так и не начал гулить и лепетать. Он не произносит простейших звуков и повторяющихся слогов типа «ба-ба-ба», «га-га-га», «агу», «акхх» и т. д. Кроме консультации логопеда-дефектолога, нужны осмотры у невролога и неонатолога.
  2. В 1,5 – 2 года малыш не говорит никаких понятных слов, даже самых простых, типа «мама», «баба», «дай», «киса». Он общается с окружающими на собственном языке, пользуется жестами, интонацией, звукоподражаниями.
  3. В 2 года ребенок, согласно норме, должен знать 200-300 слов и составлять из них элементарные фразы. Если его словарный запас значительно меньше, реплики однообразны и лаконичны, он не знает названий предметов домашнего обихода, частей тела, ежедневных действий, не может правильно выполнить просьбу или показать предмет, то пора к специалисту.
  4. В 1,5 – 3 года ребенок «все понимает, но ничего не говорит». Он может что-то сказать на своем языке, но оформленных слов практически нет. Малыш не произносит простые звуки или заменяет один звук на другой, например, [Б] на [В], [К] на [Т] и т. д.
  5. К 3 годам ребенок так и не продвинулся в освоении родного языка, он продолжается общаться с помощью лепетных слов, жестикуляции, интонации. Окружающим без переводчика, роль которого выполняет мама, его речь непонятна.
  6. Если речь вашего трехлетнего ребенка качественно отличается от речи сверстников, он не может построить фразу из 4-5 слов, словарь скудный, плохо произносит большинство звуков.
  7. В 3-4 года ребенок совершенно не владеет грамматическими основами языка, не умеет ставить слова в нужную форму – род, число, падеж, не знает глагольных форм.
  8. В 3-4 года ребенок не может восстановить последовательность сюжетных картинок, с трудом составляет рассказ из 4-5 предложений, он не понимает прочитанных коротких сказок и рассказов.
  9. В возрасте 4-5 лет ребенок произносит слова невнятно, глотает многие звуки, речь получается как бы смазанная, и понять, что имеет в виду ребенок, могут только близкие люди.
  10. В 4 года в активном словаре менее 1500 слов, в нем нет наречий, которые обозначают временные и пространственные признаки.
  11. После 5 лет малыш смягчает, как будто специально, все звуки, хотя хорошо знает слова, которые произносит. Получается: «мямя», «пяпя», «кися», «мящиня».
  12. В 6 лет ребенок испытывает трудности при произношении отдельных звуков, чаще всего, это [Р], [Л], [Ш], [Щ], [Ж], [Ч], [Ц]. В норме в этом возрасте фонетическая система должна быть полностью сформирована.
  13. Во время говорения ребенок делает короткие паузы, постоянно запинается, повторяет начальные звуки и слоги.
  14. Ребенок старше 5 лет не может ответить на вопрос по только что прочитанному произведению, заучивание даже короткого стихотворения дается ему тяжело, не может пересказать связно рассказ, испытывает трудности при произнесении длинных слов – в них он переставляет или пропускает звуки и слоги.
  15. При чтении малыш постоянно глотает части слов, пропускает слова, переставляет местами слоги, получается «каша».
  16. В письменных работах много нелогичных ошибок, ребенок смешивает близкие звуки, не различает предлоги и приставки, не дописывает до конца слова, предложения, пишет мимо строчек.
  17. Ребенок получил травму головы, после которой у него начались проблемы с речью, чтением и письмом – здесь нужна помощь невролога и логопеда.
  18. Если вы не уверены, что ребенок готов к школе, лучше перестраховаться: логопед проведет диагностику и скажет, на что нужно обратить внимание.

Общие рекомендации

  1. Начинайте развитие речи с первых дней жизни! Дети все понимают уже в таком возрасте.
  2. Обязательно наблюдайтесь у логопеда-дефектолога, если беременность и роды протекали тяжело, была гипоксия, внутриутробные инфекции, резус-конфликт.
  3. Все дети развиваются в своем темпе, но допустимое отклонение от нормы – всего 6 месяцев. Если ваш ребенок явно отстает, не слушайте «советчиков», а срочно идите к специалисту.
  4. То, что вам кажется упрямством, ленью, может на деле оказаться серьезными моторными и сенсорными нарушениями.
  5. Убедитесь, что у ребенка все в порядке со слуховой функцией. Слабослышащие дети не слышат живую речь, следовательно, не могут ей подражать.
  6. Домашних занятий по развитию мелкой моторики и речи почти всегда недостаточно. Раз в год обязательно посещайте логопеда, чтобы убедиться, что малыш развивается гармонично.
  7. Если ребенок шепелявит, картавит, гнусавит, не выговаривает звуки, начать занятия с логопедом можно в любом возрасте. Самостоятельно звуки, к сожалению, не автоматизируются.

Ни в коем случае не затягивайте с визитом к логопеду-дефектологу. «На следующей неделе» превращается «в следующем месяце» и «в следующем году». Дети растут очень быстро, и вот вчерашний младенец уже собирается в школу, а логопедические проблемы усложняются, и на них наслаиваются уже более тяжелые нарушения. В логопедии важно не упустить время. Чем раньше будет выявлена патология и начата коррекция, тем более успешным будет ваш ребенок.

Серьезные школьные проблемы нужно решать еще в ясельном возрасте!

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки