Логопед и психолог

04.02.2013

Логопед и психолог – представители профессий, поля деятельности которых в ряде случаев пересекаются. Подобными точками соприкосновения являются работа с детьми – развитие речи, мышления, памяти и внимания, а так же реабилитация людей после нарушения работы нервной системы, вследствие которого пострадали те же психические функции.

В подходе каждого из этих специалистов к работе с речью есть свои особенности и тонкости, продиктованные, в основном, их (специалистов) базовым образованием. Психолог, а чаще это нейропсихолог, работает с речью как с высшей психической функцией, представляющей собой функциональную систему в качестве нарушений в которой выступают несформированность или патологическое функционирование того, или иного звена. В сущности, психолог работает даже не с «речью», а именно с нарушением, препятствующим полноценному функционированию системы, с нарушенным «фактором». Подобный нейропсихологический подход позволяет работать с разными высшими психическими функциями примерно в одинаковом ключе – будь то речь, гнозис или праксис. Нейропсихолог определяет «слабое место» в работе речевой системы и строит процесс реабилитации таким образом, чтобы в центре внимания оказалось именно это слабое звено и, как правило, включает а процесс реабилитации и развития другие высшие психические функции, так же обнаруживающие в той или иной мере дефицитарность вследствие того же самого нарушения. Таким образом, нейропсихолог пользуется общими знаниями о строении высших психических функций, об их связи друг с другом, о взаимном влиянии друг на друга и относится к речи, как к системе, опирающейся на работу многих других механизмов.

Логопедический подход к работе с речевой функцией, как правило, фокусируется именно на речи, уделяя меньшее внимание другим высшим психическим функциям. Во главе угла в работе логопеда именно речь, однако, логопедическое образование подразумевает более обширные знания в области строения органов артикуляции, дыхания и других биологических систем, участвующих, например, в процессе порождения звуков, без чего речь, так же как и в случае нарушения «высшей психической функции», была бы дефицитарной или невозможной.

Подобные различия между данными специалистами сходят на нет по мере получения ими дополнительного образования и профессионального опыта. В ряде случаев, для клиента или пациента становится совершенно не важно, кто именно с ним работает – профессиональный психолог, или логопед. Однако, остаются и достаточно тонкие области практики, входящие в сферу интересов какого-то конкретного специалиста – например, постановка звуков у ребенка для логопеда, или развитие мышления, как процесса тесно связанного с речью для психолога.

   В отечественной системе здравоохранения и образования для развития или восстановления речи практикуется совместная работа психолога и логопеда, что представляется наиболее перспективным и продуктивным способом преодоления ряда речевых расстройств.

Севан Д.А. (Нейропсихолог)

Написал преподаватель Севан Даниил Андреевич
Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки