Почему ребенок не говорит в 2 года

03.10.2017

Для двухлетнего возраста свойственен так называемый лингвистический взрыв. Все слова, понятия, что накапливались в пассивном словаре, стремительно вырываются наружу. Ребенок с каждым днем усваивает все больше слов, и к трем годам уверенно строит правильно согласованные предложения и даже небольшие рассказы. Но что делать, если в 2 года речевого фейерверка так и не случилось?! Давайте разберемся вместе, с чем это связано и как разговорить молчащего малыша.

Специалисты условно разделяют причины отсутствия речи в 2 года на две большие группы. Это внешние факторы, их нужно искать в окружении ребенка и внутренние, связанные с индивидуальными особенностями здоровья.

Сначала необходимо исключить внутренние факторы задержки речи

Проверьте, хорошо ли слышит ребенок

Нарушение слуха может проявиться с рождения, а также возникнуть ,вследствие травмы или болезни. Реагирует ли он только на громкие звуки, слышит ли шепот, не было ли у него тяжелых отитов и простуд и т. д. Обязательно покажите малыша отоларингологу, сделайте аудиометрию. Слабослышащие дети с трудом овладевают речью, ведь они практически не воспринимают звуки окружающего мира.

Бабушка сказала: «Перерастет, как папа!»

Все дети развиваются со своей скоростью, поэтому задержка речи может быть темповой. Со временем или после небольшого толчка ребенок обязательно заговорит и догонит сверстников. Однако учтите, что допускается только полугодовое отставание от нормы. Если кто-то из близких заговорил поздно, ничего хорошего в этом нет. Задержки развития часто передаются по наследству, причем в более тяжелой форме.

Тяжелая беременность и роды

Недоразвитие речевых центров головного мозга и центральной нервной системы может быть вызвано длительным токсикозом, гипоксией, угрозой выкидыша, резус-конфликте крови ребенка и мамы, внутриутробными инфекциями, приемом противопоказанных при беременности препаратов и алкоголя, курением, затяжными или, наоборот, стремительными родами. Необходимо обследование у невролога.

Все ли в порядке с органами речи?

Плохо развитые органы полости рта мешают произнесению звуков, для малыша это становится непосильной задачей. Слабые челюстно-лицевые мышцы, расщепление нёба, слишком короткая уздечка и даже неправильный прикус. Вспомните, легко ребенок справляется с твердой пищей, нет ли обильного слюнотечения. Проконсультируйтесь у отоларинголога и детского стоматолога.

Задержка интеллектуального развития

Отсутствие речи в 2 года часто выступает как симптом более серьезных патологий, например, задержкой психического и умственного развития, аутизмом, синдромом Дауна и другими заболеваний. Покажите малыша опытному логопеду-дефектологу, чтобы он определил уровень развития интеллекта и психических функций.

Если отоларинголог, педиатр, логопед и невролог исключили внутренние причины, то это значит, что их нужно искать в окружении ребенка.

Социальные причины задержки речи

У ребенка есть собеседник, который его понимает

Замечено, что близнецы, тройняшки, дети-погодки могут заговорить позже других сверстников. Это напрямую связано с тем, что у них есть свой собственный язык для «внутреннего пользования». Им хватает общения друг с другом.

Билингвизм

Вычленить из звучащей речи отдельные слова и фразы, понять их значение - непростая задача даже, когда используется один язык, а если в семье говорят на 2-3 языках, начинается настоящая путаница. Для детей из таких смешанных семей допускается несущественное отставание. Им просто необходимо время, что разделить языки. Кстати, в дальнейшем дети-билингвы нередко испытывают трудности при освоении письменной речи.

Ребенок постоянно занят телевизором или планшетом

Основная деятельность у малышей – игровая, причем в ней он должен выполнять ведущую роль. Если он часами смотрит мультики, нажимает на кнопки в планшете или на говорящих и музыкальных игрушках, то фактически он является пассивным наблюдателем, которому ничего делать не нужно. Естественно, развитию речи, обогащению словарного запаса это никак не способствует. Ограничьте телевизор и планшет, купите малышу игрушки без электронной начинки, займите его поделками и рисованием.

Плохая обстановка в доме

Когда в семье подрастает малыш, хлопот и у мамы, и у папы хватает, и нередко возникают ссоры, скандалы. К сожалению, ребенок очень тонко чувствует перемены психологического климата. Испуганный громкими звуками он инстинктивно старается меньше привлекать внимание, замыкается, задерживается его речевое и психическое развитие.

С малышом слишком носятся

Нередко, особенно если речь идет о долгожданном первенце, родители стараются предупреждать все его желания и капризы. Ребенок просто-напросто не заинтересован в выстраивании диалога с окружающими. Тем более, если всегда рядом есть мама, которая с удовольствием переводит «подданным» мимику, жесты и лепет маленького принца.

Педагогическая запущенность

Маленькие дети учатся, подражая тому, что видят и слышат. С первого дня жизни ребенок должен быть окружен грамотной четкой речью. Именно поэтому так важно читать малышам сказки, постоянно вести с ними диалог, даже когда кажется, что они «еще ничего не понимают», петь с ними песенки, пусть и состоящие из лепетных слов. Звуки, воспроизводимые техникой, слышатся ими, как шум. Если с ребенком не говорить, то и ждать от него появления первых слов точно в срок не приходится.

Как разговорить молчаливого малыша?

Проанализировав ситуацию, узнав причину, почему ребенок молчит, подобрать ключик к запуску речи вполне возможно самостоятельно, если она не связана с состоянием его здоровья.

  • Постоянно разговаривайте с малышом, выводите на разговор.
  • Обогащайте его словарный запас. При этом он должен четко видеть и понимать, о каком предмете или действии вы говорите.
  • Следите за своей речью, она должна быть четкой и правильной. Читайте вслух стихи, сказки и другую художественную литературу по возрасту.
  • Развивайте мелкую и крупную моторику.
  • Отведите малыша в развивающий центр или к логопеду, чтобы занятия велись в правильно направлении.
  • Создайте дома обучающую среду и спокойную обстановку. Важно окружить ребенка любовью и заботой, не переходя разумных границ.

И последнее, обязательно хвалите ребенка за каждый маленький шаг вперед и ни в коем случае не давите на него. Будьте готовы, что в первые три месяца занятий может не быть никакого прогресса, зато потом произойдет значительный прорыв. Процесс овладения речью должен протекать комфортно и для вас, и для вашего малыша.

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки