• Главная
  • Статьи
  • Работа со смысловыми группами словарных слов на уроках русского языка в классах первого отделения вспомогательной школы

Работа со смысловыми группами словарных слов на уроках русского языка в классах первого отделения вспомогательной школы

11.09.2013

Работа со смысловыми группами словарных слов на уроках русского языка в классах первого отделения вспомогательной школы.

К числу важнейших задач, решаемых учителем-дефектологом в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, в классах интегрированного обучения в массовой общеобразовательной школе является повышение требований к собственной самоорганизации. От педагога, ведущего ребенка с особыми познавательными возможностями, зависит, как этого ребенка примут на микроуровне класса. Как сделать так, чтобы на макроуровне учреждения образования ребенок стал частью данного коллектива. Включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в состав нормально развивающихся сверстников процесс довольно сложный, требующий поиска наиболее эффективных путей, позволяющих полноценно, в силу его возможностей, обучать, развивать, совершенствовать, учить чувствовать свою значимость, получать удовлетворение от общения, приобретая при этом социальный и коммуникативный опыт. На первых этапах обучения ребенок-ученик, который не совсем, такой как все, не осознает свою ущербность. Для него самое главное, чтобы рядом был друг, который его понимает и признает, а так же педагог, который защищает, помогает, хвалит, любит.

Подрастая «особый ребенок-ученик» начинает понимать, что не все ему удается сделать так, как делает его друг. И вот если на этапе, когда «особый ребенок-ученик», познает себя как личность не поддержать его, процесс интеграции потеряет свою значимость. Учителя-дефектологи, понимающие данную проблему, ищут пути презентации «особого ребенка-ученика» в образовательном процессе. Для этого организуются «уроки для друзей», когда одноклассники участвуют в структуре коррекционно-образовательного занятия, где главное действующее лицо наш «особый ребенок-ученик». Опыт работы учителей-дефектологов Рогачевского района Гомельской области показал, что наиболее удачно можно включать нормально развивающихся сверстников в образовательно-коррекционный процесс, когда изучаются на уроках русского языка словарные слова, особенно на этапе закрепления или при работе со смысловыми группами словарных слов. Обыгрываемые жизненно-практические ситуации, диалоги с определенными словами не показывают сильной контрастности в интеллектуальном развитии детей, но способствуют развитию познавательной и коммуникативной деятельности «особого ребенка-ученика», формируют речевое поведение, налаживают межличностное общение и партнерское взаимодействие между детьми.

Данная статья является продолжением публикации «Изучение словарных слов в курсе русского языка вспомогательной школы I отделения» (Дэфекталогiя №2.2006). В статье представлен практический материал по работе со смысловыми группами словарных слов.

Дэфекталогiя №3 2007

В.А.Мельникова заместитель директора Рогачевского районного ЦКРОиР.
Л.В.Васильцова учитель-дефектолог Столпнянской СОШ Рогачевского района.
Л.А.Крилистенко учитель-дефектолог Кистеневской СОШ Рогачевского района.

Написал преподаватель Васильцова Людмила Валерьевна
Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки