Распространенные нарушения письменной речи у детей

03.10.2017

Как только ребенок начинает ходить в школу, в его жизни происходят серьезные изменения. Во-первых, теперь ведущую роль занимает учебная деятельность, а не игровая. Во-вторых, появляется письменная речь, которая по плечу далеко не всем первоклассникам. Почему так происходит?

Хорошая устная речь – это надежный фундамент для письменной речи. Однако не все родители связывают эти понятия и считают, что ребенок ленится и не слишком прилежно выполняет задания учителя. Тем временем, проблема кроется как раз в недостаточном развитии устной речи.

Что такое письменная речь?

Письменная речь складывается из процесса чтения слов со страницы, доски и написания текста. Обычно ребенок впервые сталкивается с ней в школе или в подготовительной группе детского сада.

Для успешного овладения письменной речью необходимы следующие условия:

  1. У малыша должны быть развиты память, логическое и аналитическое мышление, внимание, фантазия, способности к анализу и синтезу, самодисциплине.
  2. Рука подготовлена к письму, мелкая моторика хорошо развита.
  3. Ребенок обязан правильно воспринимать зрительную и фонематическую информацию.
  4. И последнее, но самое главное – развитая устная речь.

Выпадение одного из звеньев влечет за собой серьезные проблемы. Именно поэтому все логопедические проблемы желательно решить максимально к первому классу.

Какие бывают нарушения письменной речи у младших школьников?

Логопеды выделяют несколько основных нарушений, возникших при овладении письменной речи. Они могут появиться не только у первоклассников, но и у ребят постарше. Первым их обычно замечает учитель. Если вы получили такую новость, не расстраивайтесь, а сразу же посетите вместе с ребенком логопеда, чтобы начать коррекцию. Метод коррекции зависит от вида нарушения.

Дислексия

Так называют избирательное нарушение способности к обучению чтению и письму, связанное с тем, что ребенок плохо различает звуки, сходные по произношению, у него мало развиты внимание, память, способность к синтезу и анализу. Дислексия проявляется следующим образом:

  • ребенок неправильно ставит ударения;
  • путает буквы в словах, заменяет их похожими, пропускает;
  • не дочитывает слова до конца;
  • перескакивает со строки на строку, пропускает или меняет местами слова, с трудом переходят с одной строки на следующую.

Ошибки при дислексии, как и в следующих случаях, носят устойчивый характер.

Дизорфография

Это нарушение характеризуется тем, что ребенок не способен использовать на практике ни одного орфографического правила, сколько бы ни учил и сколько бы ни старался, при этом его интеллектуальное развитие абсолютно нормально. Он постоянно делает одни и те же ошибки. Логопеды объясняют дизорфографию слабым понимаем словообразовательного анализа, отсутствие мотивации к учебе и посещению школы. Зачастую у детей с дизорфографией задерживается развитие памяти, внимание, мышление и способность к синтезу и анализу.

Отдельного внимания заслуживает дисграфия. Это общее название некоторых видов нарушения письменной речи, вызванных в основном, недостаточной динамикой развития высших психических функций, слабым уровнем устной речи. Ошибки при дисграфии, на первый взгляд, нелогичны, потому абсолютно не связаны с орфографией. Заучивания правил, постоянные отработки, наказания и поощрения не оказывают должного эффекта. У школьников встречается несколько видов этого нарушения.

Акустическая дисграфия

Ребенок неправильно соотносит графический знак (букву) и звук, который он слышит, не различает звонкость/глухость, мягкость/твердость на слух, хотя сам произносит почти все звуки правильно, то есть корень проблемы в нарушенном фонематическом слухе, в неспособности верно обработать услышанную информацию. На письме похожие по звучанию буквы путаются, пропускается мягкий знак – «фолк» вместо «волк», «листа» вместо «листья».

Артикулярно-акустическая дисграфия

При этом нарушении ребенок слышит слова так, как он их слышит и произносит сам. Больше всего проблем возникает именно с теми звуками, которые даются хуже всего.

Наиболее частые ошибки:

  • замена глухих согласных звонкими согласными,
  • чередование свистящих и шипящих,
  • пропуск мягкого знака,
  • замена мягких гласных твердыми и т. д.

Характерны слова:

  • «коска» («кошка»),
  • «мэбель» («мебель»),
  • «лот» («рот») и т. д.

Причина нарушения – плохой фонематический слух и неправильное произношение.

Аграмматическая дисграфия

Этот вид дисграфии характеризуется нарушением грамматического строя речи и выявляется во 2-3 классах, когда начинают более детально проходить части речи и предложение.

Ребенок делает следующие ошибки:

  • не может употребить существительные и прилагательные в нужном падеже, числе и роде;
  • неправильно употребляет предлоги;
  • произвольно меняет приставки и суффиксы в слове;
  • связь слов в предложении нарушена, нет согласования;
  • не умеет правильно строить предложение.

Типичные примеры:

  • «серый кошка»,
  • «мама идет на магазин» и т. д.

Оптическая дисграфия

При нарушенном зрительном восприятии и низкой способности к синтезу и анализу ребенок испытывает затруднения при написании букв, например:

  • зеркалит буквы, вместо Я может появиться R, вместо Э он пишет Е;
  • дописывает лишние элементы – кружочек, крючок и т. д.;
  • между элементами букв появляются большие пробелы, буквы и слова кажутся разорванными;
  • буквы, сходные по графике, заменяются друг другом, например, В и Д, И – Ш – М.

Почерк при этом грязный, и разобрать его практически невозможно.

Дисграфия, влияющая на синтез и анализ

Этот вид довольно распространенный. Для него свойственны такие огрехи:

  • ребенок пропускает некоторые слоги или путает их;
  • предложения и слова не дописаны до конца;
  • дописываются лишние буквы и слоги в словах;
  • раздельное написание приставок, слитное написание предлогов;
  • слово может включать слоги из соседних слов.

Каким бы ни было нарушение письменной речи у вашего ребенка, решить эту проблему в домашних условиях или на занятиях с репетитором невозможно. Здесь необходима помощь логопеда. На коррекцию дисграфии может уйти немало времени, так как корень проблемы практически всегда связан с более ранними нарушениями.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за такие ошибки. Он сам очень страдает от собственной беспомощности в данной ситуации. Лучше подбодрите и помогите ему преодолеть эту проблему.

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки