• Главная
  • Статьи
  • Ребенок 2-3 лет не говорит и не хочет говорить! Что делать?

Ребенок 2-3 лет не говорит и не хочет говорить! Что делать?

28.12.2011

Еще не так давно вы радовались первому «агуканью» и лепету новорожденного. Но вот малышу уже два или три года, а он не умеет полностью произносить слова, а тем более развернутые предложения. Родителей постепенно начинает охватывать беспокойство: ребенок не хочет говорить, или есть более сложная физиологическая проблема?

Нужно понимать, что внятная человеческая речь — продукт работы всего речевого аппарата, а именно: органов артикуляции, губ, языка, а также горла и гортани. Эти органы должны сформироваться, для того, чтобы взаимодействовать нужным образом. Это произойдет только после второго года жизни, а иной раз несколько позже. Хотя голосовой аппарат развит у человека уже при рождении.

Далее происходит следующее. Примерно на 8-й месяц младенец научится понимать слова и вырабатывать соответствующую реакцию на них. Еще через два месяца начинаются попытки артикуляции, и развивается произношение первых звуков речи. Готовностью к речи можно назвать факт произношения слов в соответствующей ситуации. К примеру, ваше чадо обращается напрямую к отцу или матери. Он целенаправленно произносит слова «мама», «папа», «дай». После года-полутора он будет способен произносить фразы из 2 и более слов. А к двум годам нормальный ребенок должен накопить уже некоторый словарный запас.

В этот период дети ясно понимают любые слова и практически все просьбы, обращенные к ним. Хотя сами они пока еще не способны вразумительно выразить свои желания с помощью слов. Речевая активность у всех разная, и она зависит от факторов физиологического созревания и социальной среды. Но в 2-3 года дети уже понимают почти все, что вы произносите, и знают, как надо реагировать на ваши обращения.

Поведение взрослых

Итак, теоретически мы знаем, что маленький человечек уже нас понимает и способен выражаться словами. Но что делать, если ребенок 2 лет еще не говорит внятно?

Родителям пришло время задуматься над собственным поведением. Может быть, вы мало стимулируете его к речи? Для того чтобы помочь малышу общаться с помощью слов взрослым следует постоянно самим разговаривать с ним.

Называйте каждую игрушку и любую вещь, которую вы ему даете. Рассказывайте о том, что происходит вокруг. К примеру, когда вы на прогулке: идет снег, дует ветер, машины едут куда-то. При этом обращайте внимание на употребление прилагательных: снег пушистый, белый; машина яркая, большая; ветер холодный, неприятный и т. д. Для связной речи очень важно обогащать словарный запас именно прилагательными и глаголами.

Не коверкайте слова, считая, что так вас будет легче понять. Необходима четкая, разборчивая и правильная речь, чтобы малыш мог имитировать ваши фразы.

К сожалению, в наше время живое общение с детьми зачастую  заменяют просмотром телепередач или мультфильмов с компьютера. Родителям так удобнее: не мешает заниматься делами. Надо помнить, что речь с экрана совсем не стимулирует накопление словарного запаса и навыки общения. Она воспринимается всего лишь как белый шум, просто фон. И если перед экраном дети проводят до 5-6 часов в день, то это наверняка приведет к задержке речи.

В этом возрасте Вашему ребенку требуется консультация логопеда, чтобы на ранней стадии выявить задержку в развитии речи.

Когда начинать беспокоиться

Начинать тревожиться родителям следует, если ребенок 3 лет не говорит и не может изъясняться простыми предложениями. В принципе, общение происходит: малютка что-то лепечет, откликается на просьбы, пытается рассказать о событиях. Но невнятные выражения никто не может понять кроме самых близких.

Развитие речевой активности может произойти само, к примеру, когда малыш пойдет в детский сад и будет вынужден общаться со сверстниками.

Как правило, специалисты бьют тревогу, если подобная ситуация сохраняется до 4-5 лет. Но лучше прибегнуть к ранней диагностике, и чтобы быть уверенными обратиться за консультацией к логопеду в возрасте до трех лет.

Вопросы-ответы (комментарии):
inna,
29 ноября 2012
zdrawstwujte!rebenku 3,5 goda,goworit ja bi skazala-malo.w osnownom ukaziwaja na predmeti(naprimer-stul)on ne goworit stul,a goworit"sadis"-to est naziwaet tolko glagoli-dejstwie.mi rastem na s dwumja jazikami-russkij i nemeckij.moj muz i ja -russkie-doma goworim po russki.nash sin nachal goworit slowa k dwum godam,no posle togo kak poshel w nemeckij sadik-zamolchal.ja ne mogu ponat-wozmozno emu tazelo-goworit na 2 jazikah-i eto swoeobraznaja blokirowka.woobschem neznaju chto dumat.chto wi mozete posowetowat?zaranee spasibo!
Елена,
29 ноября 2012
Беременность протекала просто отлично, кесарево прошло удачно, ребенок по шкале Апгар получил 9/9. Ходили к врачу, сказал, что до трех лет это не страшно. А я все равно очень переживаю. Как же в садик ходить.
оксана,
29 ноября 2012
моему сыну 2 и11 совсем плохо говорит но все понимает где и что кто речь плохая например дом -ом брат-ба и все слова с окончанием на гласные буквы например валера-е говорит слава -а на ударение у него подрезали уздечку в 7 мес в 2 и 6мес проверили сказали уздечка в норме нужен логопед сказали подскажите к кому обратиться
Администрация Логоден.ру,
29 ноября 2012
Вам необходимо обратиться к логопеду для занятий с Вашим ребенком. Не стоит откладывать.
Светлана,
02 декабря 2012
Моя знакомая категорически не хочет чтобы ее девочка,которой 2,4года,говорила.Мотивируя тем,что будет рассказывать соседям о происходящем в семье.Словарный запас девочки мама,папа,баба,няня.Постоянно ходит с соской.Есть старший брат,с которым она играет,хохочет.Растет своенравной,руку на улице никому не дает,кроме мамы.Скажите,какие последствия могут при таком воспитании ребенка.Мамочка часто говорит,что сейчас ребенка мы просим говорить,а потом не знаем как закрыть рот.
маргарита,
26 декабря 2012
Здравствуйте!Доче,2.5 года!Говорит только базовые слова,мама, папа. имена,да либо нет,пытаюсь заниматься повторять слова не хочет,хотя все понимает,но повторять слова не хочет,когда ей что то очень нужно может даже выстроить целую фразу,но в повседневной жизни молчит как партизан!Стоит ли обращаться в моем случае к специалисту,или это возрастное и пройдет?
Мария,
26 декабря 2012
Здравствуйте! Моей дочке 2 года и 10 месяцев, она произносит слова но не полностью. Где-то их переделывает. НАпример ее крестная мама-Аня она ее зовет МАКА, Садик -Ака, Общается со старшей сестрой та разговаривает четко, а младшая не хочет! Что подскажите?
марина,
29 декабря 2012
здравствуйте!помогите мне пожалуйста, моей дочке 3.6 годика она говорит слова но очень мало, и в основном это короткие простые слова доинные и сложные не хочет повторять. взрослую речь понимает очень хорошо! с лета мы ходим в садик думала она заговорит ну появилось совсем не много новых слов!!! что делать подскажите!
Марина,
30 декабря 2012
может у кого то аналогичный случай напишите что делать очень волнуюсь за дочку!!!
Юлия,
15 января 2013
Моему сыну весной будет два года. Он говорит всего несколько слов:Мама,Папа,Баба,кс-кс(кошка).А когда я его прошу что-то сказать,он меня не слушает. Что мне делать? Может какие-то игры есть для развития речи?
оксана,
17 января 2013
ребенку 3г 2м очень плохо говорит папы неть бом машина би би ням ням дай тяй зая лиса -си очень много занимаемся слова повторять целиком неможет рабираем послогам а потом повторяем наприме скажи муха начинает торопитться му -а говорю говори еще му-ха дайте совет что делать89108395251
Администрация Логоден.ру,
17 января 2013
Здравствуйте, Оксана! В возрасте Вашего ребенка должны уже быть сформированы полноценная фраза, большой словарный запас. Если этого нет, необходимо обращаться к логопеду и начинать логопедические занятия.
Юлия,
31 января 2013
Здравствуйте! Подскажите есть ли у меня повод волноваться. Ребенку 2,5. Очень активный мальчик, я бы даже сказала слишком...Но толком не разговаривает как на свой возраст. У него есть свои слова, которыми он обходится и такое впечатление что больше ему не надо. И говорит их только тогда когда ему захочется, если же его попросить даже повторить то что он выговаривает он жестами отказывается...За предложения речи вообще не идет...Правда в последнее время увлекся цифрами и все что можно пересчитывает. Что делать?Ждать или это могут быть какие то нарушения в развитии?Пытаюсь читать ему сказки, играть в игры развивающие, а ему не интересно...
Галина,
03 февраля 2013
Здравствуйте. Проблема, как у всех - ребенок не говорит. Дочке 3 г. 2 мес., говорит слова: мама, папа, да, на (когда подает что-то и когда хочет сказать нет), дась (дай), пусто, ням-ням, вот это да, вот это. Воспроизводит звуки всех животных, транспорта (поезд, машина, мотоцикл и др.). Все понимает и выполняет поручения, бесконечно рисуем, что-то делаем ручками. Но я вижу, что она не такая. Это стало моей проблемой, навязчивой идеей. Ощущение, что бьешься в стену и толку нет. К вечеру болит язык, потому что все действия сопровождаю словами, спрашиваю ее о чем-то, что бы спровоцировать речь. Невролог в ноябре поставил диагноз моторная аллелия. Можно поставить такой диагноз только после осмотра ребенка и общения с мамой? Энцефалограмма показала, что все развито по возрасту, никаких отклонений. Прошли курс массажа (на ручки только не дала делать), электрофареза, пропили полтора месяца энцефабол и после этого стали появляться маленькие слова - на, дась, да. Родились без родовой травмы. Грудь сосала до 1г и 2м, отклонений в развитии никаких невропатолог участковый не находил. Мама сказала, когда еще года не было. В сад пошли к 2м годам. К этому времени она говорила мама, папа, тетя, дядя. Пошли в сад и она замкнулась, вообще перестала говорить. Сейчас в саду с ней работает психолог и начал логопед. К неврологу конечно еще поведу. Но все-таки, что ЭТО.
Администрация Логоден.ру,
04 февраля 2013
Здравствуйте, Галина!Если с точки зрения невропатолога отклонений в неврологическом статусе у Вашего ребенка нет, то скорее речь идет о задержке речевого развития. Спровоцировать такую задержку могут и любые неблагоприятные факторы, даже посещение детского сада ( разлука с мамой). Диагноз моторной алалии ставится после 4 лет. Сейчас необходимо серьезно заниматься с логопедом, выполнять все необходимые рекомендации. Эффективнее обучение сочетать с медикаментозной стимуляцией речи.
Marina,
06 февраля 2013
Зравствуйте!Моему ребёнку 2 года 1 месяц он мало говорит,мама,папа,на тётю-вава,на другую тётю-няня,баба,ну и ещё пару слов.Не говорит ни дай,ни на,ни кушать,ничего такого....на всё показывает руками,или машет головой!Что нам делать подскажите или это так плохо?Знаю,что нужно к врачу,но может дома можно как-то заниматься!Ребёнок у меня такой с характером,может просто он ленится говорить,может возможно ещё что-то предпринять без врачей! P.S.не люблю в больницах появляться,сейчас врачи такие,смотрят искоса,или с грубостью отвечают!за взятки всё делают,уже знаю по своему опыту!
Татьяна,
12 февраля 2013
Здравствуйте! Моей доче 2 года и 6 месяцев. Говорит она абсолютно все слова, словарный запас большой, но говорить предложениями и словосочетаниями отказывается. В детсад не ходит. Весь день мы с ней разговариваем и вечером обязательно читаем сказки и стихи. Хорошо считает до 10-ти. все слова говорит внятно и понятно. Только букву "р" заменяет "и". На просьбу сказать даже элементарное " дай пить" она скажет что то одно либо "дай", либо "пить". Что вы нам посоветуете?
Оксана,
20 февраля 2013
Дочке 3.2 года, говорит простые слова, на своем языке много, а отвечать на вопросы, как ее зовут, сколько ей лет вообще не хочет принципиально, говорит только то что надо ей.
Екатерина,
27 февраля 2013
Здравствуйте, моей дочери через месяц исполнится 2 года. Говорит только мама, папа, баба, на. ВСЕ! Лепечет очень много, бывает даже с жестами. Все понимает и приносит, спит плохо и в обед и ночью. Малышка очень активная и любознательная. На горшок не просится. Когда спит, часто держится за голову. Ребенок второй, с первым таких проблем не возникало. Роды - кесарево сечение. Невропатолог назначал пантогам и элькар, но от них ребенок не спит вообще ни ночью, ни днем. Назначили глицин и пустырник, но они не дают ни какой реакции, как будто вообще не пили. Просила направление на УЗИ головного мозга, но мне отказывают, объясняя, что я слишком сильно беспокоюсь. А как тут не беспокоиться, если по сравнению со сверстниками мой ребенок отстает. Подскажите пожалуйста что делать?
Администрация Логоден.ру,
02 марта 2013
Здравствуйте, Екатерина! Судя по тому, что Вы часто посещаете невропатолога и у Вас есть жалобы на неврологическое состояние ребенка, считаем, что необходимо тщательное неврологическое обследование( зачастую именно эти проблемы бывают первичными при задержке речевого развития у детей) и, конечно, консультация логопеда.
айгуль,
27 февраля 2013
Здравствуйте. моему сыну 1.7. он все понимает на слух, но слова тяжело идут, говорит отдельно папа, бабай, и т.п. слова, подражает звуки хорошо, читаем книги каждый день, общаемся постоянно. стоит ли бить тревогу, и что вообще делать???
Администрация Логоден.ру,
02 марта 2013
Здравствуйте, Айгуль! Если нет неврологических отклонений в развитии Вашего ребенка, то, возможно, имеет место некоторая задержка речевого развития.Заочно консультировать сложно, я предложила бы Вам посетить логопеда. По тому как ребенок говорит, какова его речевая активность, можно определить, временное это явление или нужны специальные занятия,
Дарья,
26 марта 2013
Здравствуйте!!! Моему сыну 2.5, он все понимает (принесет, отнесет, даст или положит), когда его о чем-то просишь. Говорит иногда (мама , на, мяу, дай, титя, дя,) головой качает , если он не согласен с чем-то и если ему надо у него все идет жестами и мычанием. Играть он любит с кем-то очень общительный, но сам не говорит. Были у логопеда,она сказала , что нужно ждать, пока нет причин для паники. Книжку он не любит читать постоянно отбирает. Подскажите,пожалуйста, что с ним??? и когда он начнет говорить скоро или не скоро???
Руфова Дарья,
05 апреля 2013
Здравствуйте, моему сыну 2 года и 1 месяц. Он все понимает, выполняет все просьбы. Легко находит на картинках то, что просим. Изображает звуки животных: кошка - "мяу", собака - "ав-ав", ворона "ар-ар", мышка - "пи-пи", медведь - "ррр" и т.д. Но говорит только "мама", "папа", "баба", "деда", "кран" и "трактор", выговаривая при этом даже букву "р". К нам обращается правильно, зовет того, кто ему нужен. Но больше ничего. Никаких слов. Всё "рассказывает" жестами и звуками очень подробно. Очень беспокоимся. Может быть, зря? А может, стоит уже обратиться к специалисту?
Администрация Логоден.ру,
09 апреля 2013
Здравствуйте, Дарья! О том, что у Вашего ребенка хороший пассивный словарь, говорит тот факт, что он адекватно реагирует на все Ваши обращения к нему. Насколько развит активный словарь (произношение слов и фраз) скажет логопед на консультации.
Галина,
07 апреля 2013
Здраствуйте!Подскажите пожалуйста,моему сыну 2,4года,а он не хочет разговаривать,говорит ма-ма,па-па,дя-дя,те-тя,ку-ма,кум,ба-ба,ди-дя - дедушка,ки-ця,а-вав - сабачка,Ди-ма,Ли-та,атя -Тая,аля - Алла...может сказать - дай ки-ку - конфету,ка-ку...кай ему помочь разовориться,в садик пока еще не ходим.У невропотолага были,сказали,что все в порядке.
Администрация Логоден.ру,
09 апреля 2013
Здравствуйте, Галина! Кроме невропатолога необходимо Вашего ребенка показать и логопеду. Если со стороны неврологии отклонений нет - это хорошо, значит, проблему можно решить логопедическими занятиями.
1 2 3 4 5
Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки