У ребенка эхолалия. Как быть?

03.10.2017

Маленькие дети часто повторяют за взрослыми слова, не понимая их смысла, но в какой-то момент этот процесс выходит из-под контроля. Эхолалия – автоматическое повторение слов, фраз, отдельных слогов и звуков, услышанных от окружающих, часто ребенок точно воспроизводит не только речь, но и интонацию. Эхолалия бывает спонтанной, когда услышанные фразы повторяются немедленно, как только были услышаны, и отсроченной, если слова повторяются при прошествии некоторого времени.

У кого встречается эхолалия?

Эхолалия считается этапом речевого развития у детей в возрасте 6-12 месяцев и 3-4 года. На эти временные отрезки приходятся пики развития речи, и бездумное повторение единиц речи, если нет других нарушений, является одним из способов освоения родного языка.

Опасна ли эхолалия?

Сама по себе эхолалия не опасна и с возрастом проходит самостоятельно. Однако в некоторых случаях это явление сопровождает серьезные патологии – болезнь Туретта, аутизм, синдром Ретта, шизофрению, умственную отсталость, дисфазию и т. д. За помощью к специалистам необходимо обратиться, если эхолалия проявляется у ребенка старше 3 лет.

Почему во многих случаях эхолалия естественна?

По мнению большинства специалистов, эхолалия возникает не просто так, а выполняет несколько важных для ребенка функций.

Участие в беседе
Малыши рано понимают, что такое беседа, что в ней участвуют несколько человек и, что они обмениваются репликами. Если ребенок активный, то, конечно, ему хочется тоже сказать свое слово. Во время паузы он понимает, что настала его очередь, но что сказать, не знает. Поэтому он повторяет последнюю услышанную фразу, если она кажется подходящей.

Согласие
Подумайте, какую фразу мы чаще всего повторяем при ребенке? «Нет, этого делать нельзя», «Нет, не надо дергать кошку за хвост» и т. д. Дети, которые не знают твердо, как выразить свое согласие, в качестве «да» используют слова, только что услышанные от вас.

Замена названий явлений и предметов
Дети учат новые слова, повторяя за взрослыми названия предметов и явлений. С возрастом они самостоятельно вычленяют слова из услышанной речи. Иногда эхолалия вызвана тем, что ребенок уже умеет называть предметы, повторяет сложные комбинации звуков, но еще не имеет понятия о частях речи и их значении, поэтому «прогулка» может превратиться в «одевайся», «берем санки», потому что он слышит эти слова перед тем, как выйти из дома.

Успокоительное средство и защита
Ребенок повторяет знакомые слова и фразы, не придавая им значения, чтобы быстро успокоиться, получить приятные ощущения в незнакомой обстановке или стрессовой ситуации. В качестве защиты эхолалия выступает, если ребенок напуган, постоянно находится в напряжении, боится быть непонятым, и ему кажется более безопасным повторять чужие слова, чем произносить собственные.

Выражение чувств и эмоций
Если малыш пережил ситуацию, вызвавшую у него сильные эмоции, ему нужно поделиться, но в его словаре буквально нет нужных слов, он воспользуется готовыми фразами и отрывками из состоявшихся разговоров. Например, если ему страшно, то он может повторять фразу из мультика или сказки, где была такая же эмоция. Если ему не терпится рассказать, в какую интересную игру сегодня играли в садике, то вы можете услышать даже целый диалог, причем с точной передачей интонации.

Забава
Дети любят звучание собственного голоса, а если еще некоторые слова кажутся им смешными, то они готовы повторять их снова и снова.

Тренировка
Каждый день ребенок узнает новые слова, и если они ему нравятся, то бесконечное их повторение может доставлять настоящее наслаждение. С помощью эхолалии он как бы доводит произношение слов и фраз до совершенства.

Попытка понять услышанную речь
Вспомните, когда мы сомневаемся, правильно ли поняли собеседника, то несколько раз прокручиваем в голове разговор. То же самое происходит в ситуации, когда ребенок слышит незнакомые слова. Повторяя их вслух, он пытается установить их смысл.

Понимание происходящего
Иногда эхолалия становится для малыша ключом к пониманию настоящей ситуации. Например, он может петь навязчивые песенки из рекламы продуктов, когда вы садитесь за стол, или повторять речевки рыночных торговцев, когда вы вместе идете на базар.

Как быть, если у ребенка эхолалия?

Ваша основная задача – правильно выстроить общение с ребенком.

  1. Не пытайтесь остановить ребенка, не ругайте его за эхолалию. Для него – это естественный, важный и многофункциональный способ самовыражения. Воспринимайте эхолалию как этап речевого развития.
  2. Создайте дома благоприятную психологическую обстановку. Не повышайте голос, не ссорьтесь, не пугайте малыша громкими криками, шумом.
  3. Вникайте в контекст. Вдумайтесь, что стоит за эхолалией: тренировка, развлечение, попытка выразить эмоции или сообщить новость? Выше мы перечислили причины эхолалии. Эта информация поможет вам лучше понять, что хочет сказать ребенок. Обращайте внимание на его поведение: может быть, его веселят собственные слова? чего-то испугался и так себя успокаивает? Помните, что его речь – это эхо, и ее смысл придется искать. Не игнорируйте ребенка, ведь эхолалия для него – полноценная коммуникация.
  4. В деликатной форме учите ребенка новому, покажите, как нужно комбинировать слова и получать фразы, которые можно применять в разных ситуациях. Например, если вне зависимости от того, кто пришел, ребенок радостно кричит: «Папа пришел!», мягко поправляйте: «Бабушка пришла!», «Тетя Аня пришла!» и т. д., потом можно усложнять. Постепенно он научится.
  5. Говорите с малышом на его языке. Нет, не нужно передразнивать. Постарайтесь запомнить излюбленные речевые сценарии. Когда он начнет их воспроизводить, то вставляйте нужные реплики, чтобы получилась настоящая беседа. Делайте это очень аккуратно, чтобы ребенок правильно понял ваше намерение. Поверьте, он будет искренне вам признателен и рад, что с ним наконец-то заговорили на понятном ему языке.
  6. Если вы имеете дело с немедленной эхолалией, то наибольшую трудность представляют специальные вопросы (где? почему? откуда?) и вопросы с выбором ответа. Выход простой: формулируйте вопросы только так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет». Расширяйте словарный запас. Для этого вам придется установить точное значение каждой фразы, которую он повторяет: какой смысл он вкладывает в нее? что хочет выразить? – и дать ему выбор функциональных фраз, подходящих к ситуации. Накладывая еду в детскую тарелку, говорите ребенку: «Я хочу кушать», то есть ту фразу, какую нужно использовать вместо эхолаличных «Ложка! Ложка!», «Садись есть! Садись есть!».
  7. Вступая в диалог с эхолаличным ребенком на его условиях, легко запутаться. Например, вам может казаться, что говорите все по речевому сценарию, а между тем давно «ушли от текста», что очень злит ребенка. В этом случае нужно немного вернуться назад, к месту, где вы сбились. То же самое с ситуацией выбора: ребенок может повторить последнее слово просто потому, что оно понравилось, а не потому что ему нужен названный предмет. Повторите варианты снова, изменив последовательность, дайте выбрать ему самому по картинке, и обязательно правильно назовите предмет, дайте функциональную фразу типа «Дай мне зайчика».
  8. Сохраняйте спокойствие: эхолалия может сильно раздражать, особенно, если вы итак не в настроении. Ваша нервозность легко передастся ребенку, и он начнет еще больше повторять слова, пытаясь успокоиться.
  9. Говорите с малышом всегда четко, ровно, негромко, не слишком быстро. Он должен хорошо понимать, что вы ему говорите, различать интонацию, правильно привязывать фразы и слова к определенным ситуациям и предметам.

Наиболее частый вопрос, который задают родители: «Поддается ли эхолалия коррекции?» Специалисты сходятся во мнении, что если эхолалия проявляется у детей младше 3 лет, и у них нет задержки речевого развития, то волноваться не стоит, со временем она исчезнет сама, без какого-либо вмешательства. К 4 годам ребенок будет говорить нормально. Конечно, пускать на самотек эхолалию не стоит. Расширяйте его словарный запас, направляйте эхолалию в правильное русло, вступайте в диалог.

Запомните: если эхолалия не начала исчезать после 3 лет, если у вас возникли подозрения, что у ребенка есть серьезные нарушения в развитии, в этом случае нужно срочно обращаться за помощью к детскому неврологу или детскому психиатру.

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки