Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

24.03.2017

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) ставится каждому пятому ребенку в возрасте от 2 до 4 лет. Это очень серьезная проблема, ведь развитие речи тесно связано с психоэмоциональным и интеллектуальным развитием. Если в 2-3 года ребенок молчит или говорит с трудом, страдают его память, внимание, познавательные способности, он не может выразить свои эмоции, научиться сопереживать, общаться с окружающими и т. д. ЗРР при раннем выявлении и регулярных занятиях хорошо поддается коррекции. Главное, вовремя обратить внимание, что с развитием малыша что-то не так.

Как заметить, что у ребенка ЗРР?

В норме дети в 2-3 года умеют строить более-менее грамотные предложения из нескольких слов, охотно общаются с окружающими, выстраивают диалоги с игрушками, любят декламировать несложные ритмичные стишки, прекрасно знают названия предметов и выполняют просьбы взрослых. Задержка речевого развития проявляется следующим образом.

  • Активный словарь малыша очень скудный. В повседневном общении ребенок пользуется всего 20-30 словами, и то большинство из них – это отдельные слоги и звукоподражания.
  • Объем пассивного словаря ограничен. Малыш не может выполнить простейшие задания, например, принести игрушку, не знает названий частей тела и бытовых предметов, например, не показывает их при назывании.
  • Ребенок не говорит связными предложениями, сконструированными самостоятельно. Он может повторить фразы из мультфильма, рекламы, но его речь в основном состоит из называния отдельных предметов и действий.
  • Речь очень невнятная, в ней сложно разобрать отдельные слова, и понять, что хочет сказать малыш, могут только члены семьи.

Присмотритесь к ребенку, если у него есть хотя бы один из перечисленных признаков, обратитесь к специалисту как можно скорее. Дети растут быстро, и, откладывая со дня на день обследование и начало лечения, можно упустить драгоценное время. ЗРР приводит к задержке психического развития и общему недоразвитию речи.

Почему так происходит?

Причины ЗРР разнообразны. Это могут быть физиологические факторы:

  • нарушения слуха – малыш не слышит речь, и поэтому не может воспроизвести ее,
  • особенности строения органов речи – аномалии развития, слабость челюстно-лицевых мышц,
  • задержка созревания нервной системы, вызванная сложной беременностью, родовой травмой, перенесенной болезнью, гипоксией и т. д.;

психологические:

  • негативное отношение к речи, если родители давят на малыша,
  • стресс, испуг, перенесенное потрясение,
  • постоянные ссоры родителей и пр.

социальные:

  • чрезмерная опека родителей,
  • недостаток внимания,
  • ребенок мало общается с говорящими сверстники;

генетические:

  • склонность к ЗРР может передаваться по наследству, если кто-то из близких родственников заговорил поздно, то за развитием вашего ребенка нужно следить особенно тщательно.

Виды ЗРР

Задержка речевого развития возникает по разным причинам, следовательно, и специалисты выделяют несколько типов этого заболевания.

  • Темповая ЗРР диагностируется, если слуховая функция и интеллект ребенка в норме. Она вызвана в основном социальными причинами или осложнениями болезни. Такие дети обычно дополняют свой скудный словарь жестами, интонацией, мимикой. Для темповой ЗРР характерен резкий скачок от набора из 20-30 слов к полноценному общению нормальными фразами. Обычно это происходит после летнего отдыха и курса занятий с логопедом.
  • Алалия – это полное или частичное отсутствие речи из-за повреждения соответствующих отделов мозга. Долгое время дети используют лепет и интонацию для общения. Они с трудом выговаривают звуки, плохо понимают грамматику, набор слов ограничен, есть проблемы с экспрессивной речью. Необходимо лечение у невролога.
  • ЗРР из-за снижения слуха. Речь у таких детей появляется очень поздно и только после курса занятий с дефектологом по специальным методикам. У слабослышащих детей лепет после года исчезает совсем. При появлении речи ребенку трудно правильно произносить звуки, он путает грамматические формы, ударение и т. д.
  • ЗРР при коммуникативных нарушениях. Ребенок никак не реагирует на обращение, улыбку, плохо идет на контакт, часами может играть в одну и ту же монотонную игру, моторика развита слабо. Он произносит отдельные звуки и слова, но не в целях общения. В этом случае страдают фонетика и грамматика, малыш не умеет строить фразы. В редких случаях у ребенка обнаруживается сочетание нескольких форм ЗРР, что, конечно, усложняет ситуацию и требует серьезного подхода к лечению.

Что делать, если у вашего ребенка ЗРР?

Если у вашего ребенка диагностирована ЗРР, ни в коем случае не поддавайтесь панике. Любой вид заболевания при раннем выявлении и комплексном подходе достаточно хорошо поддается лечению и коррекции.

  • Обязательно проконсультируйтесь у невролога, отоларинголога, дефектолога, логопеда, психолога. Эти специалисты обследуют ребенка и совместно составят план лечения.
  • Если ЗРР вызвана нарушением слуха, необходимо выяснить степень потери слуха, подобрать слуховой аппарат и адекватное лечение. Этим занимается отоларинголог.
  • В случае, когда ЗРР обусловлена незрелостью нервной системы, поражением центров мозга, связанных с речью, поможет невролог. Он определит точную причину и подберет медикаментозную терапию.
  • Занятия с психологом, дефектологом и логопедом играют огромную роль в коррекции ЗРР. Ребенок учится произносить правильно звуки, строить предложения, работать с текстом, активно пополняет словарь, посредством гимнастики укрепляет мышцы лица и пр. Результат будет заметен не сразу, а спустя несколько недель, но он обязательно будет.

Будьте готовы к тому, что вам и другим членам семьи придется принять самое активное участие в этом процессе. Коррекция эффективна только в том случае, если она не прерывается. Помогайте малышу развивать мелкую моторику, играйте с ним в подвижные игры, учите стихи, песенки, выводите на диалог и внимательно слушайте все, что он захочет сказать, радуйтесь каждому его успеху.

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки