Занятия по развитию речи детей в 3-4 года

03.10.2017

Обычно в 3-4 года дети болтают без умолку, охотно общаются с окружающими, даже если тем их речь не совсем понятна. Конечно, у каждого ребенка речь развивается в своем темпе, но все же есть нормативы, которым она должна соответствовать.

В три года ребенок должен уметь составить по картинку короткий рассказ из 3-4 предложений, более-менее правильно употреблять грамматические формы (род, число, падеж). Объем словаря – примерно 1200 слов. Малыш постоянно задает вопросы, говорит быстро, иногда проглатывая окончания и заменяя некоторые буквы.

В четыре года малыш хорошо владеет грамматикой родного языка, умеет задавать специальные вопросы («почему?», «где?», «откуда?» и т. д.) знает около 1500 слов, правильно выговаривает почти все звуки. Особую трудность представляют [Р], [Л], [Ш], [Щ]. Его речь связная и отчетливая. Он может восстановить последовательность сюжетных картинок и составить по ним рассказ примерно из 10 предложений.

Если характер речи вашего ребенка не совпадает с возрастной нормой, не расстраивайтесь, а обратитесь к логопеду, чтобы он точно оценил уровень речевого развития.

Ускорить речевое развитие помогут специальные упражнения и игры, которые можно выполнить дома самостоятельно.

1. Угадай по запаху

Приготовьте несколько разных предметов с характерным запахом, например, сыр, чеснок, духи, крем для обуви, зубную пасту, мед, лимон, копченая рыбка и т. д. Объясните, что съедобное, а что нет, какой запах – сладкий, горький, кислый, соленый, приятный, неприятный и пр. Пусть ребенок хорошо их запомнит. Завяжите малышу глаза и предложите угадать, что за предмет вы дали ему понюхать, пусть он его охарактеризует.

2. Каким что бывает?

В эту игру можно играть на прогулке или в очереди. Задавайте по очереди друг другу вопросы типа «Что бывает мягким (коротким, длинным, высоким, твердым, круглым, пушистым)?» В ответ нужно назвать хотя бы 3-4 предмета. Вариант: попросите сравнить названные предметы, например, что выше – дом или дерево, что мягче – подушка или булочка и т. д.

3. Придумываем сказку

Для первого раза лучше взять любимую игрушку малыша. В нашем примере это зайчик. Вместе с малышом составьте про него рассказ. Чтобы помочь, задавайте ему наводящие вопросы: какой зайчик? что он умеет делать? где живет? В итоге должен получиться примерно такой рассказ: «Это зайчик. Он маленький (серенький, беленький, пушистый). У него короткий хвостик и длинные ушки. Он умеет быстро бегать (грызть морковку, бить в барабан). Он живет в норке (в домике, в лесу)». Можно дополнить игру: слепить морковку из пластилина, нарисовать зайчика и его домик и т. д.

4. Назови одним словом

Эта игра учит малыша употреблять обобщающие слова. Начните издалека: спросите, что любит кушать зайчик? – Морковку. – А что мы ели сегодня на обед? – Картошку. – Что растет в огороде? – Свекла, лук, капуста. – Как назвать это одним словом? – Овощи. – Какие овощи у нас в холодильнике? и т. д. Чтобы помочь ребенку, начинайте перечень сами, пусть он продолжит.

5. Сравниваем игрушки

Для этой игры нужно взять две разных игрушки: например, медведя и куклу Они должны различаться по величине, цвету и т. д. и т. д. Возьмите одну игрушку сами, а другую дайте малышу. Вместе найдите отличия: «У медведя лапа, а у куклы … (рука) . У куклы кожа светлая, а у медведя – шкурка… (темная). У медведя голос грубый, а у куклы – …. (тонкий). Медведь большой, а кукла … (маленькая)» и т. д. Эта игра учит выделять противоположные признаки предмета.

6. Угадай игрушку

Покажите малышу 4-5 игрушек, назовите их: «Это заяц, это утенок, это кукла….», а затем опишите их свойства, например, про куклу можно сказать следующее: «Это девочка. У нее короткие кудрявые волосы и синие глазки. Она одета в желтое платье. Она любит конфеты и играть в прятки». И так далее про все игрушки.

7. Где ошибся художник?

Для этой игры вам понадобятся цветные фломастеры и карандаши и альбом. Нарисуйте рисунок и допустите в нем несколько неточностей, например, изобразите синюю лягушку на дереве, зеленую собаку с крыльями, кошку без хвоста, птичку, которая клюет яблоко и т. д. Ребенок не сможет удержаться от того, чтобы вас исправить.

8. Сюжетные картинки

Отличное учебное пособие – сюжетные картинки. Они есть в сборниках по развитию речи, книгах Сутеева, наборы картинок продаются в книжных магазинах. Составляйте по ним рассказы, обращайте внимание малыша на мелкие детали. Первое время помогайте ему наводящими вопросами.

9. Учим предлоги

Для этого упражнения вам понадобится игрушечная мебель, расставьте на столе ее так, чтобы получилась комнатка. Поселите в ней несколько небольших игрушек . А теперь начинается игра. Расскажите, к примеру, что в этой комнате живет кукла, и к ней пришли гости – лягушонок, уточка, мишка, зайчик. Лягушонок запрыгнул НА стол (поставьте эту игрушку на кукольный стол), мишка сел В кресло (посадите его туда) и т.д. Разыграйте вместе с ребенком: как гости пили чай – сидели ЗА столом, пили ИЗ чашек, играли в прятки – зайчик спрятался ЗА диваном. Сначала проговаривайте действия вместе с ребенком, потом он справится с этим заданием самостоятельно.

10. Повелительное наклонение

Эта игра тоже построена на том, к кукле приходят в гости другие игрушки. Они должны выполнять определенные задания, например, чтобы поздравить куклу с днем рождения. Объясните малышу, как попросить зайчика нарисовать рисунок, а обезьянку станцевать: «Зайчик, нарисуй!», «Обезьянка, танцуй!» и т. д. Обязательно включите эти и другие упражнения и игры в ежедневный распорядок ребенок. Чередуйте их, чтобы малыш не утратил интерес и не переутомился. Оптимальная продолжительность занятия – от 15 до 45 минут.

Что еще рекомендуют логопеды?

  1. Комментируйте все действия и ситуации: «пришла бабушка», «Матвей кушает ложкой пю ре», «собачка лает», «на улице дождь, давай возьмем зонтик» и т. д.
  2. Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику для укрепления челюстно-лицевых мышц и развития речевых органов.
  3. Используйте жесты только для описания чего-нибудь. Например, читая сказку про репку, широко разведите руками и покажите, какая огромная выросла репка и т. д. Но не заменяйте жестами обычную речь.
  4. Как можно чаще спрашивайте малыша – о чем угодно. Провоцируйте ребенка на ответ, например, «Какую машинку мы возьмем на улицу: зеленую или красную?» То есть задавайте вопросы так, чтобы он не мог отделаться кивком или кратким «да», «нет» и обязательно давал конкретный развернутый ответ.
  5. Не заставляйте ребенка говорить насильно, не зацикливайтесь на одних и тех же фразах и словах. Со временем, конечно, при регулярных занятиях, он заговорит сам.

Опыт показывает, что от начала занятий до появления видимых результатов может пройти до 3 месяцев, поэтому запаситесь терпением, и у вашего ребенка обязательно все получится.

Ищете логопеда?

Самый эффективный способ – оставить заявку!

Заказать обратный звонок
Имя
Телефон

Введите код с картинки